(Продолжение. Начало)
Особое свойство пространства, где прошлое длится или повторяется, превращает Вильнюс в город, где можно вернуться к освежающей чистоте детских впечатлений или юношеских переживаний, вспомнить или найти несомненное и настоящее, вернуться к истокам. Поэтому редкое стихотворение о Вильнюсе может обойтись без мотива памяти, обращенной к собственному биографическому или национальному историческому прошлому, без припоминания прецедента.
«Я вновь в зеленых снах...», писал Евгений Вадимов, а сосны Закрета, липы Антоколя, статуя Георгия над пыльной улицей, «семья» Трех крестов, женские надежды у подножия Острой брамы – все те же («Вильно», 1933). «И вот опять на новом месте» – заново увидел в очередной приезд Лев Озеров знакомые «Вильняле, улочки кривые / И голуби на мостовой» (1970). Евгений Рейн признавался:
Прогуливаясь от Михаила до Анны,
обходя костелы, кафе, пивные,
припоминаешь, и постоянно –
что-то еще, времена иные.


О неизменном и высоком говорят древняя башня на Замковой горе и красота костелов, чаще Св. Анны, но также Св. Екатерины, Св. Петра и Павла и других, их зовущие ввысь оси в стихах Виталия Асовского, Даниила Чкония, Юрия Щуцкого и многих других. О том же, но с акцентированием своей традиции у Андрея Кленова, Юрия Кобрина, Николая Старшинова упоминания Пятницкой церкви, «абиссинца Ганнибала» и Пушкина. В стихотворении Тамары Яблонской «На Пушкиновке» посещение Литературного музея А. Пушкина в Маркучяй предстает восхождением, приобщающим к памяти о поэте («Хотя его нога здесь никогда не ступала») и «субстрату гениальности» (
Тимонин В. На краю ночи;
Яблонская Т. Вечные предметы, Вильнюс: Вага, 1990, с. 123). В сущности, о том же стихотворение «Свидание с Пушкиным» («Музей, что Пушкиновкою зовем...») Маргариты Савчук (Созвездие голосов. Поэтический альманах студии «Плеяда». Первый выпуск, Вильнюс: Прикосновение муз, 2008, с. 83). С посещением музея в Маркучяй увязаны темы связи поколений и прикосновения к истине в стихотворении Юрия Кобрина «В час сердца» (1974; см.:
Кобрин Ю. Высокое давление: Стихотворения. Эссе. Переводы, Вильнюс: Žuvėdra, 2006, с. 48).
Еще не конец
городская память и её персонажи
Date: 2009-11-14 12:08 pm (UTC)в таком городе-палимсесте должна быть велика :)
и попадались ли тебе в архиве истории
про потерянные и найденные вещи?
может, были какие-нибудь рубрики
про пропажи, например.
Re: городская память и её персонажи
Date: 2009-11-16 10:53 am (UTC)no subject
Date: 2009-11-15 01:05 pm (UTC)Что-то в последнее время всюду он мне попадается :)
no subject
Date: 2009-11-16 10:55 am (UTC)